F.A.Q. — это распространенная аббревиатура от английского словосочетания «Frequently Asked Questions», т. е. часто задаваемые вопросы.
Возможные вопросы
В электронном журнале не видно группы.
Если вы не видите в списке нужной группы, проверьте сначала: не скрыли ли её случайно. Для этого нужно поставить галочку «Показать все» (справа вверху над списком групп) и посмотреть: не появилась ли группа в списке с включённым переключателем в графе «Скрыть». Если появилась, то нужно перевести переключатель в соответствующей строке в выключенное («серое») состояние и снова снять галочку «Показать все».
Как собрать группу в электронном журнале?
Если вы не видите в списке группы студента, который там должен быть, проверьте сначала: не скрыли ли его случайно. Для этого нужно поставить галочку «Показать всех» (справа вверху над списком студентов группы) и посмотреть: не появилась ли его фамилия в списке. Если он был скрыт, то фамилия окажется зачёркнута, а в графе «Не в группе» установлена галочка. В этом случае нужно галочку «Не в группе» сбросить, чтобы студент снова появлялся в списках. После этого можно снова снять галочку «Показать всех», чтобы убрать лишних студентов.
Рядом с группой отображается треугольник с восклицательным знаком.
Может возникнуть ситуация, когда для нужной группы ИС «Расписание» ещё не существует соответствия в ИС «Деканат», — в этом случае вывести список студентов невозможно. Такая группа отмечается треугольным значком с восклицательным знаком в треугольнике, а при щелчке на ней вместо списка журналов выводится инструкция, следуя которой можно исправить ситуацию.
Для установки программы Вам необходимо выполнить следующие действия:
- Скачать программу WhiteCrow 2. Из-за технических ограничений файл может не скачиваться при щелчке по ссылке. Если у вас так происходит, скопируйте эту ссылку, вставьте её в адресную строку браузера и нажмите Enter
- Запустить загруженный файл.
- После установки и запуска программы WhiteCrow 2 нужно выделить в отображаемом слева списке нужную программу и нажать кнопку «Установить» или «Обновить» (появляется, если программа уже была установлена).
Клиент Firebird
Клиент Firebird — это специальная программа, которая обеспечивает все наши приложения доступом к базе данных РГПУ. Без этой программы они работать не будут.
До марта 2024 года нужно было устанавливать эту программу отдельно, вручную расставляя различные галочки, но потом мы обновили программу и радикально упростили этот процесс, и теперь программа устанавливается и обновляется автоматически при установке / обновлении любого нашего приложения, работающего с базой данных.
Но изредка при её установке что-то может пойти не так. Выражается это в том, что установленные программы при запуске пишут что-нибудь вроде «база данных недоступна» (при работе в локальной сети РГПУ или при включённом VPN), «библиотека fbclient.dll / gds32.dll не найдена» и т. п. В этом случае нужно скачать файл установки:
Никаких вопросов при установке программа не задаёт, просто устанавливает всё, что нужно.
Важно! Иногда при запуске скачанной программы система безопасности Windows или установленный антивирус могут ложно идентифицировать эту программу как вирус, троян или просто непроверенное программное обеспечение. В этом случае вам нужно вручную разрешить запуск программы.
Пример сообщения от системы безопасности Windows. Здесь нужно нажать ссылку «Подробнее», а на следующем диалоге — кнопку «Выполнить в любом случае». Названия кнопок могут немного различаться в зависимости от версии Windows, но общий смысл сохраняется.
Сообщения от антивирусов более разнообразны, перечислить все невозможно, но общий их смысл сводится к предложению поместить программу в карантин или вовсе удалить её. В этом случае нужно найти в этом сообщении кнопку, которая разрешает запуск программы.
Вот пример сообщения от встроенного антивируса Windows Defender. Здесь нужно выбрать пункт «Разрешить на устройстве»:
Изредка могут возникать проблемы с обновлением приложений. Например, при запуске программы для обновления видно, что все программы обновлены до последних версий, но на самом деле это не так. Это также может выражаться в том, что программа сообщает о невозможности подключиться к базе данных.
Можно попробовать такой путь решения проблемы:
1. Найти на своём компьютере программу Internet Explorer. В разных версиях Windows она находится по-разному: в Windows XP и 7 её можно отыскать в меню «Пуск» / «Все программы», а в Windows 10 нужно открыть меню «Пуск» и начать набирать слова «Internet Explorer» на клавиатуре.
Предупреждения! Во-первых, запускать нужно именно Internet Explorer, а не Chrome или другой ваш любимый браузер. Во-вторых, в Windows 10 есть два встроенных браузера: Internet Explorer и Edge, на панели задач присутствует иконка Edge. Он нам сейчас не нужен.
2. Открыть настройки Internet Explorer. Опять-таки, это зависит от версии: в Windows 10 это делается через кнопку с шестерёнкой в правом верхнем углу окна и пункт меню «Свойства браузера», в предыдущих версиях обычно «Сервис» / «Свойства обозревателя».
3. В появившемся окне выбрать вкладку «Дополнительно» и найти там кнопку «Сброс» (в разных версиях браузера названия вкладки и кнопки могут немного отличаться).
4. Если в окне с подтверждением присутствует галочка «Удалить личные параметры», то её надо тоже поставить.
Перезагружать компьютер после этой операции не нужно, достаточно перезапустить ту программу, которая не обновлялась ранее — теперь всё должно быть в порядке. Также можно открыть список программ УМУ и обновить все нужные приложения через него.
Если случилось так, что у Вас отображаются неизвестные символы при использовании информационной системы, попробуйте выполнить следующие действия.
1. Открыть настройки системы и найти там пункт «Время и язык».
2. Выбрать пункт «Язык в меню слева».
3. Нажать «Административные языковые параметры» справа.
4. Посмотреть язык для программ, не поддерживающих Юникод. Там должен быть выбран русский язык. Если нет, то надо его поменять на русский.
Если данная информация не была Вам полезна, Вы можете обратиться за консультацией по адресу: oio@herzen.spb.ru
Многие из наших программ, разработанных в последнее время (Нагрузка (кафедры), Расписание занятий), имеют возможность выбора шрифтов для отображения данных. В частности, в программе «Нагрузка (кафедры)» имеется пункт меню Система / Настройка, а в программе «Расписание занятий» — меню Вид / Шрифт.
Эти же пункты меню можно использовать, если вас не устраивает размер шрифта (слишком мелкий или слишком крупный) или его начертание (например, на некоторых мониторах шрифт Times смотрится очень плохо).
Те программы, которые не имеют такой настройки, используют стандартный шрифт MS Sans Serif. Если по какой-то причине на вашей машине такой шрифт не установлен, или установлен неправильно (скажем, не содержит русских букв), то вам нужно его установить.
.
Если программа не реагирует на мышь и клавиатуру в течение длительного времени (несколько минут), то есть вероятность, что она «зависла». Это может быть вызвано различными причинами.
Проверьте номер версии программы, установленной у вас на компьютере. Номер версии отображается в заголовке главного окна программы. Его нужно сверить с номером версии на сайте, в разделе Информационные системы ИИСУУП. Если ваша версия устарела, то установите более свежую и проверьте, не исчезла ли ошибка.
«Фальшивое» зависание
Сначала следует убедиться, что программа действительно не реагирует на внешние воздействия. Дело в том, что иногда программы для Windows выводят окна с сообщениями, которые блокируют работу, так что для продолжения работы нужно нажать кнопку в таком окне. Обычно они появляются в центре экрана, снабжены яркими иконками и хорошо видны. Но изредка бывает, что окно появляется «на заднем плане». Оно по-прежнему блокирует работу, но пользователь его не видит (к сожалению, это ошибка Windows, которую мы исправить не можем). Бороться с этим можно двумя способами: либо попробовать нажать Enter, чтобы заставить окно с сообщением закрыться, либо нажать сочетание клавиш Alt+Tab, чтобы переключиться на другое приложение, потом опять Alt+Tab, чтобы вернуться к нашему. При этом «спрятавшееся» сообщение должно появиться.
Если программа по-прежнему не реагирует, то нужно сделать следующее.
Нажмите сочетание клавиш Ctrl+Alt+Del,появится окно с несколькими кнопками, на нем нужно найти и нажать кнопку «Диспетчер задач», в окне диспетчера выделить вкладку «Приложения», в списке программ нужно найти программу, которая зависла, выделить ее мышью и затем нажать кнопку «Снять задачу». Напротив зависшей программы в списке обычно написано «[не отвечает]».
Проблемы с сетью
Практика показывает, что зависание программ может быть связано с состоянием локальной сети. Как самостоятельно проверить сеть: найти значок «Сетевое окружение» (в некоторых версиях Windows — «Мое сетевое окружение») и дважды его щелкнуть, затем попробовать открыть какую-нибудь папку. Если ничего не получилось (появилось сообщение об ошибке), то нужно вызвать инженера из управления информатизации.
Если программа выдала сообщение вида «Сервер принудительно разорвал существующее соединение», это означает, что программа не может дальше работать, и введенные данные пропадут, если их не сохранили ранее. Причины могут быть различными.
Изменение пути к базе данных
Может быть неправильно настроен путь для доступа к базе данных.
В программах установки и обновления приложений есть компонент «Настройки», который записывает на ваш компьютер новые настройки для подключения к серверу. Если настройки сервера изменились, то на тех компьютерах, на которых программы обновляются автоматически, достаточно запустить любую программу и обновить или переустановить этот компонент.
Если программы на компьютере не обновляются автоматически, то можно отдельно скачать и запустить файл для обновления настроек.
Если настройки сервера не менялись
Возможно, произошёл какой-то сбой на сервере или в сети. Чтобы такое происходило реже, не оставляйте запущенную программу без присмотра. Если вы ничего в ней не делаете, просто закройте ее.
Важное замечание:
Прежде, чем делать что-либо еще, пожалуйста, проверьте номер версии программы, установленной у вас на компьютере.
Номер версии у многих программ либо выводится в момент загрузки, либо отображается в заголовке главного окна программы. Его нужно сверить с номером версии на сайте, в разделе Информационные системы ИИСУУП. Если ваша версия устарела, то установите более свежую и проверьте, не исчезла ли ошибка.
При запуске выдаётся сообщение: Невозможно найти файл для загрузки
Эта ошибка появляется довольно редко и связана с неправильной настройкой компьютера для запуска ярлыков (ссылок на программы). Для её исправления нужно скачать файл fix_lnk.zip, распаковать его и запустить двойным щелчком содержащийся внутри файл fix_lnk.reg. При этом будет задан вопрос: нужно ли добавить данные в реестр. Следует ответить на него «Да». Переустанавливать программу после этого не нужно.
Не запускается справочная система («Декан», «Проректор» и т. д.)
Если при запуске справочной системы «Декан», «Проректор» вместо заставки с названием программы появляется надпись «Report Explorer», то это значит, что программа не может получить доступ к системному реестру Windows. Вам нужно выполнить те же самые действия, которые перечислены пункте «Невозможно загрузить библиотеки» ниже.
Невозможно загрузить библиотеки («Нагрузка», «Расписание занятий»)
Если программа выдает сообщение, что невозможно загрузить библиотеки, и повторная установка программы не помогает, то нужно сделать следующее:
- Обратитесь к техническому специалисту, который обслуживает ваш компьютер, и спросите, под какой учетной записью вы работаете: под записью администратора или под ограниченной.
- Если окажется, что вы работаете под ограниченной учетной записью, то попросите этого специалиста связаться с нами по адресу oio@herzen.spb.ru — мы расскажем ему, что делать дальше.
Не найден файл
При запуске программы может появиться сообщение о том, что не найден некий файл или компонент системы. Самый простой способ исправления ситуации заключается в повторной установке программы (с сайта).
Кроме того, это сообщение иногда вызывается ложным срабатыванием антивируса, см. ниже.
Проблемы с антивирусом
В последнее время в связи с постепенным переходом на новую ОС Windows 10 возникла новая проблема. Использовавшийся на протяжении многих лет антивирус Касперского не всегда работает под новой ОС, поэтому многие пользователи начали устанавливать себе разные бесплатные антивирусы: Avast, AVG и так далее. Эти антивирусы иногда без видимых причин блокируют запуск приложений (ложное срабатывание), в том числе приложений УМУ и установочных версий наших программ. В обоих случаях программы перестают запускаться.
Если переустановка не проходит или не помогает, то нужно открыть настройки антивируса и проверить, не заблокировал ли он программу. Антивирусов существует великое множество, мы рассмотрим в качестве примера AVG.
Первое: открыть главное окно антивируса. Для этого нужно в системном трее найти иконку, щёлкнуть по ней правой кнопкой мыши и нажать кнопку «Открыть».
Второе: открыть настройки антивируса и найти там список заблокированных файлов. В AVG это делается через пункт меню «Параметры» — «Хранилище вирусов».
Третье: восстановить заблокированные файлы. В AVG нужно выбрать файл из списка и нажать кнопку «Восстановить». Файлы наших приложений опознать можно так: это либо файл whitecrow2.exe, либо файл, расположенный в папке Program Files\UMU.
Другие антивирусы могут настраиваться иначе, например, в Avast нужно добавить файл в список исключений, чтобы он не блокировался больше.
Проблемы возникают и с «Защитником Windows» — стандартным антивирусом ОС Windows 10. Для того, чтобы избежать блокирования программ нужно добавить папки с список исключений. Для этого необходимо:
Первое: зайти в меню «Пуск» и открыть «Параметры».
Второе: выбрать пункт «Обновление и безопасность».
Третье: открыть вкладку «Защитник Windows» и открыть «Центр безопасности Защитника Windows».
Четвертое: выбрать пункт «Защита от вирусов и угроз».
Пятое: открыть «Параметры защиты от вирусов и других угроз».
Шестое: найти пункт Исключения и нажать «Добавление или удаление исключений».
Седьмое: добавить папки C:\Program Files (x86)\UMU и C:\Program Files (x86)\WhiteCrow2.
Ошибка при подключении к базе данных
Невозможно подключиться к базе
Нет данных!
Такие сообщения могут появиться сразу после запуска. Это происходит, когда программа пытается произвести подключение к базе данных, чтобы проверить ее доступность и правильность ваших регистрационных данных. Данное сообщение об ошибке означает, что попытка провалилась. Причиной могут быть проблемы со связью, с сервером и т. п., а также неправильная регистрационная информация в файле инициализации или в реестре.
Самый простой выход: выйти из программы и попробовать запустить ее позднее. Может быть, ошибка исчезнет (сеть наладят, сервер включат и т. д.). Если это не помогло, попробуйте переустановить программу (это должно помочь справиться с неправильной информацией в реестре или файле инициализации.
На сервере УМУ в настоящее время проводятся технические работы
Это сообщение может появиться как при загрузке программы, так и во время работы.
Иногда бывает необходимо произвести какие-то работы на сервере, например, реорганизацию базы данных. Чтобы избежать потери данных, разработчики предусмотрели режим блокирования базы данных.
Если вы пытаетесь загрузить программу, когда база данных заблокирована, то появляется специальное сообщение. Если при загрузке программы вы увидели это сообщение, значит нужно нажать кнопку ОК, подождать некоторое время и попробовать загрузить программу еще раз. Как правило, база блокируется на очень короткий промежуток времени.
Если база данных была заблокирована, когда вы работали с программой, то соответствующее сообщение появится в верхней части окна программы. Оно снабжено таймером обратного отсчета. У вас будет ровно 1 минута на то, чтобы спокойно завершить работу и выйти из программы. Если по каким-либо причинам вы не успеете завершить работу в этот срок, то выход из программы произойдет автоматически.
- Если Вам нужен логин и пароль LDAP, то зарегистрироваться вы можете здесь: https://id.herzen.spb.ru. Для регистрации требуется электронный пропуск с номером, выданный в бюро пропусков.
Все вопросы, относящиеся к процессу регистрации, можно задать по электронной почте accounts@herzen.spb.ru или по телефону 314-41-09 (управление информатизации).
- В другом случае, необходимо сделать следующее:
1. Заполнить заявку на получение пароля.
2. Отправить заполненную заявку на oio@herzen.spb.ru или принести по адресу наб. р. Мойки, 48, к. 2, ауд. 258.
Форму заявки для получения доступа ко всем информационным системам, кроме ИС «Расписание», можно скачать здесь: Заявка на получение пароля
Форму заявки для получения доступа к ИС «Расписание» можно скачать здесь: Заявка на получение пароля
Всё больше приложения, разработанных нашим отделом, используют единую систему аутентификации LDAP, развитием и поддержкой которой занимается управление информатизации РГПУ.
К сожалению, иногда авторизация по непонятным причинам может не работать. Причины могут быть разными: недоступен сервер LDAP (это отдельный сервер, никак не связанный с нашей базой данных), неправильный логин или пароль.
Специально для проверки того, будут ли работать приложения, разработана небольшая утилита CheckLDAP, которую можно скачать на нашем сайте.
Для проверки доступности сервера нужно в верхнем разделе «Проверка связи с сервером» оставить все поля со значениями по умолчанию и нажать кнопку «Проверить». Если сервер доступен, то будет активирована нижняя часть, с проверкой логина и пароля. Если же нет, то пользователь получает сообщение об ошибке.
В нижней части окна можно ввести логин и пароль пользователя и также нажать кнопку «Проверить». Программа может выдать одно из трёх сообщений:
- «Пользователь успешно идентифицирован» — означает, что всё в порядке.
- «Пользователь не найден» — неправильный логин пользователя. Нужно проверить написание логина. Если логин правильный, значит, нужно повторно получить пароль (см. выше).
- «Ошибка идентификации пользователя» — неверный пароль.
Для удобства пользователя рядом с полем ввода пароля продублирован текущий язык ввода: EN или RU, так что сразу видно, если пароль вводится в неправильной раскладке.