F.A.Q. — это распространенная аббревиатура от английского словосочетания «Frequently Asked Questions», т. е. часто задаваемые вопросы.

Возможные вопросы

Для установки программы Вам необходимо выполнить следующие действия:

  1. Скачать программу WhiteCrow 2
  2. Запустить загруженный файл.
  3. После установки и запуска программы WhiteCrow 2 нужно выделить в отображаемом слева списке нужную программу и нажать кнопку «Установить» или «Обновить» (появляется, если программа уже была установлена).

Нужно ли ставить клиент Firebird?

Ответ на этот вопрос зависит от наличия ранее установленного клиента Firebird.

Программа-клиент уже установлена на тех компьютерах, на которых работают программы, разработанные в УМУ, а именно: «Учебные и рабочие планы», «Расписание занятий», «Нагрузка (кафедры)», «Деканат», «Выпускники (трудоустройство)». Если на Вашем компьютере нет ни одной из перечисленных программ, то, скорее всего, клиент на нем не установлен. Значит, его нужно установить. Скачать клиента Firebird.

Установка клиента Firebird

Процесс установки клиента Firebird выглядит следующим образом:

  • Выбор языка (дальнейшее изложение исходит из того, что вы выберете русский).
  • Экран приветствия, нажимаете «Далее».
  • Второй экран содержит текст лицензионного соглашения, выбираете пункт «Я принимаю условия соглашения», потом нажимаете «Далее».
  • Третий и четвертый экраны пропускаем нажатием «Next».
  • На экране выбора компонентов для установки («Выбор компонентов», пятый по счету) есть выпадающий список и список с галочками. Вам нужно выбрать из выпадающего списка пункт «Минимальная клиентская установка (без сервера и инструментов)».
  • Следующий экран пропускаем нажатием «Далее».
  • Все, теперь нажмите «Установить» и ждите, пока процесс закончится.
  • Оставшиеся экраны можно пропустить нажатием клавиши «Далее». На самом последнем из них будет галочка «После установки – что далее?» (After installation – what’s next?), мы рекомендуем эту галочку снять, так как иначе откроется окно браузера с техническими деталями.

На этом процесс установки клиента Firebird завершается.

Сначала нужно проверить, в каких окнах или частях окон это проявляется. Чаще всего это бывает в главном меню (полоска вдоль верхнего края окна) и в диалоговых окнах. В обоих случаях нужно сделать следующее:

  1. Вызвать диалог «Свойства экрана» из выпадающего меню Рабочего стола Windows (чтобы увидеть это меню, нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на свободной от окон и значков части Рабочего стола). Должно появиться многостраничное окно, в котором следует выбрать страницу «Оформление». Чтобы было более понятно, о чем идет речь, вы можете посмотреть на рисунок: faq_fonts.jpg (далее, говоря «см. рисунок», мы будем подразумевать именно его). Дальнейшие действия зависят от операционной системы.
  2. Если у вас установлена система не Windows XP, то вы должны увидеть рисунок, изображающий типичное окно Windows с заголовком, меню и т. д., в котором можно менять внешний вид всех этих элементов (примерно соответствует правому рисунку). После этого переходите сразу к пункту 4.
  3. Если у вас установлена Windows XP, то вы увидите похожий рисунок, но менять внешний вид элементов нельзя. Для перехода к следующему пункту найдите и нажмите кнопку «Дополнительно» (см. левый рисунок). Откроется еще одно окно (см. правый рисунок).
  4. Если проблема с меню, то щелкните мышью на изображении меню на рисунке или выберите из списка «Элемент» пункт «Строка меню». В нижней части диалога, под списком экранных элементов, найдите выпадающий список с именами шрифтов. Здесь нужно указать какой-нибудь «правильный» шрифт, например, Tahoma или Arial (эти два шрифта используются чаще всего).
  5. Если шрифты неправильно отображаются в диалоговых окнах, щелкните мышью на изображении типичного окна сообщения — не на заголовке и не на нарисованной кнопке (можно вместо этого в списке элементов найти «Окно сообщения»). Таким же образом задайте ему шрифт.
  6. Нажмите «ОК». Если у вас установлена система Windows XP с поддержкой «тем», то придется нажать «ОК» еще раз.

Если программа во время этих действий не была запущена, то запустите ее еще раз и проверьте, что шрифт отображается правильно. Если это не так, то попробуйте другой шрифт. Важно, чтобы это были шрифты, содержащие русские буквы.

Многие из наших программ, разработанных в последнее время (Нагрузка (кафедры), Расписание занятий), имеют возможность выбора шрифтов для отображения данных. В частности, в программе «Нагрузка (кафедры)» имеется пункт меню Система / Настройка, а в программе «Расписание занятий» — меню Вид / Шрифт.

Эти же пункты меню можно использовать, если вас не устраивает размер шрифта (слишком мелкий или слишком крупный) или его начертание (например, на некоторых мониторах шрифт Times смотрится очень плохо).

Те программы, которые не имеют такой настройки, используют стандартный шрифт MS Sans Serif. Если по какой-то причине на вашей машине такой шрифт не установлен, или установлен неправильно (скажем, не содержит русских букв), то вам нужно его установить.

.

Если программа не реагирует на мышь и клавиатуру в течение длительного времени (несколько минут), то есть вероятность, что она «зависла». Это может быть вызвано различными причинами.

Проверьте номер версии программы, установленной у вас на компьютере. Номер версии отображается в заголовке главного окна программы. Его нужно сверить с номером версии на сайте, в разделе Информационные системы ИИСУУП. Если ваша версия устарела, то установите более свежую и проверьте, не исчезла ли ошибка.

«Фальшивое» зависание

Сначала следует убедиться, что программа действительно не реагирует на внешние воздействия. Дело в том, что иногда программы для Windows выводят окна с сообщениями, которые блокируют работу, так что для продолжения работы нужно нажать кнопку в таком окне. Обычно они появляются в центре экрана, снабжены яркими иконками и хорошо видны. Но изредка бывает, что окно появляется «на заднем плане». Оно по-прежнему блокирует работу, но пользователь его не видит (к сожалению, это ошибка Windows, которую мы исправить не можем). Бороться с этим можно двумя способами: либо попробовать нажать Enter, чтобы заставить окно с сообщением закрыться, либо нажать сочетание клавиш Alt+Tab, чтобы переключиться на другое приложение, потом опять Alt+Tab, чтобы вернуться к нашему. При этом «спрятавшееся» сообщение должно появиться.

Если программа по-прежнему не реагирует, то нужно сделать следующее.

Нажмите сочетание клавиш Ctrl+Alt+Del,появится окно с несколькими кнопками, на нем нужно найти и нажать кнопку «Диспетчер задач», в окне диспетчера выделить вкладку «Приложения», в списке программ нужно найти программу, которая зависла, выделить ее мышью и затем нажать кнопку «Снять задачу». Напротив зависшей программы в списке обычно написано «[не отвечает]».

Проблемы с сетью

Практика показывает, что зависание программ может быть связано с состоянием локальной сети. Как самостоятельно проверить сеть: найти значок «Сетевое окружение» (в некоторых версиях Windows — «Мое сетевое окружение») и дважды его щелкнуть, затем попробовать открыть какую-нибудь папку. Если ничего не получилось (появилось сообщение об ошибке), то нужно вызвать инженера из управления информатизации.

Если программа выдала сообщение вида «Сервер принудительно разорвал существующее соединение», это означает, что программа не может дальше работать, и введенные данные пропадут, если их не сохранили ранее.

Как этого избежать

Не оставляйте запущенную программу без присмотра. Если вы ничего в ней не делаете, просто закройте ее.

Некоторые антивирусы, например, антивирус Касперского, обрывают соединение.Нужно либо отключить антихакер, либо настроить его так, чтобы он пропускал сигналы от наших программ без проверки. Для этого обращайтесь к специалистам технической поддержки.

Важное замечание:

Прежде, чем делать что-либо еще, пожалуйста, проверьте номер версии программы, установленной у вас на компьютере.
Номер версии у многих программ либо выводится в момент загрузки, либо отображается в заголовке главного окна программы. Его нужно сверить с номером версии на сайте, в разделе Информационные системы ИИСУУП. Если ваша версия устарела, то установите более свежую и проверьте, не исчезла ли ошибка.

При запуске выдаётся сообщение: Невозможно найти файл для загрузки

Эта ошибка появляется довольно редко и связана с неправильной настройкой компьютера для запуска ярлыков (ссылок на программы). Для её исправления нужно скачать файл fix_lnk.zip, распаковать его и запустить двойным щелчком содержащийся внутри файл fix_lnk.reg. При этом будет задан вопрос: нужно ли добавить данные в реестр. Следует ответить на него «Да». Переустанавливать программу после этого не нужно.

Не запускается справочная система («Декан», «Проректор» и т. д.)

Если при запуске справочной системы «Декан», «Проректор» вместо заставки с названием программы появляется надпись «Report Explorer», то это значит, что программа не может получить доступ к системному реестру Windows. Вам нужно выполнить те же самые действия, которые перечислены пункте «Невозможно загрузить библиотеки» ниже.

Невозможно загрузить библиотеки («Нагрузка», «Расписание занятий»)

Если программа выдает сообщение, что невозможно загрузить библиотеки, и повторная установка программы не помогает, то нужно сделать следующее:

  1. Обратитесь к техническому специалисту, который обслуживает ваш компьютер, и спросите, под какой учетной записью вы работаете: под записью администратора или под ограниченной.
  2. Если окажется, что вы работаете под ограниченной учетной записью, то попросите этого специалиста связаться с нами по адресу oio@herzen.spb.ru — мы расскажем ему, что делать дальше.

Не найден файл

При запуске программы может появиться сообщение о том, что не найден некий файл или компонент системы. Самый простой способ исправления ситуации заключается в повторной установке программы (с сайта).

Кроме того, это сообщение иногда вызывается ложным срабатыванием антивируса, см. ниже.

Проблемы с антивирусом

В последнее время в связи с постепенным переходом на новую ОС Windows 10 возникла новая проблема. Использовавшийся на протяжении многих лет антивирус Касперского не всегда работает под новой ОС, поэтому многие пользователи начали устанавливать себе разные бесплатные антивирусы: Avast, AVG и так далее. Эти антивирусы иногда без видимых причин блокируют запуск приложений (ложное срабатывание), в том числе приложений УМУ и установочных версий наших программ. В обоих случаях программы перестают запускаться.

Если переустановка не проходит или не помогает, то нужно открыть настройки антивируса и проверить, не заблокировал ли он программу. Антивирусов существует великое множество, мы рассмотрим в качестве примера AVG.

Первое: открыть главное окно антивируса. Для этого нужно в системном трее найти иконку, щёлкнуть по ней правой кнопкой мыши и нажать кнопку «Открыть».

avg1

Второе: открыть настройки антивируса и найти там список заблокированных файлов. В AVG это делается через пункт меню «Параметры» — «Хранилище вирусов».

avg2

Третье: восстановить заблокированные файлы. В AVG нужно выбрать файл из списка и нажать кнопку «Восстановить». Файлы наших приложений опознать можно так: это либо файл whitecrow2.exe, либо файл, расположенный в папке Program Files\UMU.

avg3

Другие антивирусы могут настраиваться иначе, например, в Avast нужно добавить файл в список исключений, чтобы он не блокировался больше.

Ошибка при подключении к базе данных

Невозможно подключиться к базе
Нет данных!

Такие сообщения могут появиться сразу после запуска. Это происходит, когда программа пытается произвести подключение к базе данных, чтобы проверить ее доступность и правильность ваших регистрационных данных. Данное сообщение об ошибке означает, что попытка провалилась. Причиной могут быть проблемы со связью, с сервером и т. п., а также неправильная регистрационная информация в файле инициализации или в реестре.

Самый простой выход: выйти из программы и попробовать запустить ее позднее. Может быть, ошибка исчезнет (сеть наладят, сервер включат и т. д.). Если это не помогло, попробуйте переустановить программу (это должно помочь справиться с неправильной информацией в реестре или файле инициализации.

На сервере УМУ в настоящее время проводятся технические работы

Это сообщение может появиться как при загрузке программы, так и во время работы.

Иногда бывает необходимо произвести какие-то работы на сервере, например, реорганизацию базы данных. Чтобы избежать потери данных, разработчики предусмотрели режим блокирования базы данных.

Если вы пытаетесь загрузить программу, когда база данных заблокирована, то появляется специальное сообщение. Если при загрузке программы вы увидели это сообщение, значит нужно нажать кнопку ОК, подождать некоторое время и попробовать загрузить программу еще раз. Как правило, база блокируется на очень короткий промежуток времени.

Если база данных была заблокирована, когда вы работали с программой, то соответствующее сообщение появится в верхней части окна программы. Оно снабжено таймером обратного отсчета. У вас будет ровно 1 минута на то, чтобы спокойно завершить работу и выйти из программы. Если по каким-либо причинам вы не успеете завершить работу в этот срок, то выход из программы произойдет автоматически.

  • Если Вам нужен логин и пароль LDAP, то зарегистрироваться вы можете здесь:http://manage.herzen.spb.ru/user/selfregister.php. Для регистрации требуется электронный пропуск с номером, выданный в бюро пропусков.

pass login

Все вопросы, относящиеся к процессу регистрации, можно задать по электронной почте accounts@herzen.spb.ru или по телефону 314-41-09 (управление информатизации).

  • В другом случае, необходимо сделать следующее:
    1. Заполнить заявку на получение пароля.
    2. Отправить заполненную заявку на oio@herzen.spb.ru или принести по адресу наб. р. Мойки, 48, к. 2, ауд. 258.

Форму заявки можно скачать здесь: Заявка на получение пароля

Всё больше приложения, разработанных нашим отделом, используют единую систему аутентификации LDAP, развитием и поддержкой которой занимается управление информатизации РГПУ.

К сожалению, иногда авторизация по непонятным причинам может не работать. Причины могут быть разными: недоступен сервер LDAP (это отдельный сервер, никак не связанный с нашей базой данных), неправильный логин или пароль.

Специально для проверки того, будут ли работать приложения, разработана небольшая утилита CheckLDAP, которую можно скачать на нашем сайте.

CheckLDAP

Для проверки доступности сервера нужно в верхнем разделе «Проверка связи с сервером» оставить все поля со значениями по умолчанию и нажать кнопку «Проверить». Если сервер доступен, то будет активирована нижняя часть, с проверкой логина и пароля. Если же нет, то пользователь получает сообщение об ошибке.

В нижней части окна можно ввести логин и пароль пользователя и также нажать кнопку «Проверить». Программа может выдать одно из трёх сообщений:

  • «Пользователь успешно идентифицирован» — означает, что всё в порядке.
  • «Пользователь не найден» — неправильный логин пользователя. Нужно проверить написание логина. Если логин правильный, значит, нужно повторно получить пароль (см. выше).
  • «Ошибка идентификации пользователя» — неверный пароль.

Для удобства пользователя рядом с полем ввода пароля продублирован текущий язык ввода: EN или RU, так что сразу видно, если пароль вводится в неправильной раскладке.